16.01.2016
Гораздо приятнее думать о небесных журавликах,
чем доставать упавшего осла из ямы, особенно если он
снова туда упадет по своей ослиной природе. Жизнь
порой бывает бессмысленной и жестокой.
Религия с обещаниями лучшей жизни способствует поиску
смыслов за гранью смерти. То есть человек перестает
искать смыслы в своей земной жизни и конвертирует
усилия в этой жизни на смыслы, которые случатся после
смерти. Это становится для людей удобным выходом, потому
что после смерти все представляется изумрудно-идеальным,
красочным, сверхконтрастным. Если гибель, то в кипящей сере,
если спасение, то на яхонтовых тронах в лучшей компании,
поднимая кипящие кубки амброзии…
Сделать эти лубочные картинки своей тайной мечтой не так трудно,
они всяко краше суровых будней, в которых даже малейшее
разнообразие требует усилий ума, сердца и кошелька.
Плюс они онтологически недостижимы в течение жизни.
А земные цели и смыслы приходится создавать,
разочаровываться, перепридумывать заново.
Таким образом, происходит перетекание смыслов по ту сторону жизни.
И надо сказать, что вначале это придаст жизни “здесь”
дополнительный стимул, появится источник “в жизнь вечную”,
ты будешь чувствовать непреходящую тягу что-то делать,
создавать и помогать.
Но есть опасность, что вскоре ты вообще потеряешь интерес к этой
жизни, которую ты сам обессмыслил и обесценил. Ты выкачал из нее
все смыслы в жизнь небесную ничего не оставив жизни земной.
Напрашивается сравнение с зависимостью. Как все это сопоставить
с библейскими отрывками о преимуществе небесного перед земным?
Трудно сказать. Но точно можно сказать, что в мелочах не только
дьявол прячется.
Наверное выход в том, чтобы не отдавать все смыслы идеальному
небесному миру. Все-таки для работы души здесь – необходимо давать
ей работу по определению чисто земных смыслов, без конвертации их
в небесные. Пусть они будут не такими кричащими и плакатными, но
в этих малых смыслах есть своя сермяжная правда.
И возможно, что в ней гораздо больше настоящей жизни, живых чувств,
честности, искренности и простоты, и наконец иррациональности, чем в
богословски выверенных, продуманных рациональных марш-бросках
за царствием божием, не взирая на тело, здоровье, близких...
|