Где-то на сайте прозвучал вопрос, что дескать происходит
с авторами ряда текстов. Какова динамика их поисков и все такое.
Поразмыслив, подумал, что моя динамика возможно кому-то
будет полезна или просто интересна. Прошло два с половиной года
с последнего поста. Накоплен изрядный багаж выводов. Чтоб
не лить много религиозной воды и не погружаться в излишнюю
рефлексию, начну с того, что много лет был обычным
христианином протестантского толка.
Я пришел в церковь в 92 году и был уверен, что это навсегда.
Все было хорошо. Шли годы. И спустя 20 лет, начав
внутрицерковную активность по оживлению поместной церкви,
я был уверен, что настоящий христианин так и должен поступать.
Довольно быстро, в течение 2 лет стало очевидно, что
руководство общины не разделяет моих реформаций, и я набрался
смелости выйти из общины, так как подустал от однообразной
жизни общины. Была надежда, что полная жизнь есть и она за
стенами церкви.
Я быстро нашел внецерковные сообщества в сети и немножко
в реале и наслаждался тем, что теперь плыл не на медленном
Титанике, а на маневренном катере. Меня интересовали истоки
моей нужды в боге, поскольку блаженны осознающие свою
потребность в Боге. А также наблюдение за собой – почему
Иисус это тот, кто удовлетворяет мою потребность. Я понял, что
моя потребность первична, а на спрос всегда будет предложение,
т.е. что христианский бог вторичен – плод религиозного
озарения. Что все пророки – это люди, не чурающиеся
творческих подходов, в силу своего внутреннего устройства, в отличие
от остальных верующих. Фигура апостола Павла, придумавшего
новую религию по мотивам учения незнакомого ему бродячего
проповедника, открылась для меня с новой стороны. Хоть я и
понимал, что единомышленников в таком толковании библии я найду
совсем немного, я ничего не мог поделать с таким виражом своего
поиска.
Я столкнулся с миром без Бога, со своим страхом смерти, от
которого меня долгое время спасало христианство. Со страхом
одиночества. С нехваткой любви к самому себе. Порой накатывала
необъяснимая тоска экзистенциального одиночества. Что меня
влечет вперед, я не знаю. От чего я бегу? Мне неизвестно.
Свобода. Да, я стал более свободен. Я как будто убежал от
приукрашенного ярмарочного бога христиан и встретился в
сумрачном лесу с древним богом самой жизни, который непредсказуем,
и который смеется над своим христианским описанием.
Подростковый нигилизм? Разрушитель ли я? Я так часто себя чувствую.
Возможно я разрушаю навязанные мне многовековые религиозные
фантазии, для того чтоб освободить место для своего познания.
Христианство со временем стало душным тесным скафандром на
планете под названием Реальность.
И теперь я беззащитен, одинок и не уверен. И мне теперь
не нужна защита. Я как будто бы хочу прочувствовать саму жизнь,
которой пропитан воздух вокруг меня. Хочу испытать радость
и боль. Хочу исследовать то, чего боялся. Понять законы этого
мира или на худой конец отсутствие законов. Сжиться с
переменчивостью всего. Признать, что нет разгадки, нет точки сборки
всего, нет истины. Что мир не черно-белый. Нет добра и зла.
А есть то, что есть. И оно не нуждается в моей оценке. Не
нуждается в улучшении, в спасении. Оно просто есть, и я часть
этого. И в этом смысле я не одинок. Я часть этой вселенной.
Несколько слов об Иисусе Христе. Иисус жил без забот буквально.
У него была небольшая группка людей, и они жили, проповедуя
и прося подаяния. Жить по духу это и есть – жить без плана и
без семьи. Иисус требовал личной физической преданности. Все
это красиво и поэтично, но неосуществимо в церкви. То, что
попробовали, было сделать в самом начале церкви – все было общее
– быстро привело к конфликтам (вдовы в Деяниях) и нищете.
Все продали, проели, ожидая пришествия, и стали нуждаться.
Где есть семья, а значит ответственность, нет никакой
физической преданности Христу, никакой жизни по духу и без забот.
Можно сказать, что жизнь Христа является невыполнимой метафорой
для христианина. Или вечным компромиссом, имея семью, жить
как без семьи, имея работу – как без работы. Эта раздвоенность
и есть ядро христианство. Вечная пропасть между реальностью
и идеалом, которую никому не перейти. Ученик всегда будет
несовершенным и ущербным в своей практике. Это благодатная почва,
как для чувства вины, так и для последующей “милости” и
“прощения”. На реальное следование за Христом пастор всегда скажет,
что это не мудро.
И действительно, будучи настоящим христианином, не получится
прожить долгую жизнь. Хотя если объединиться с такими же и
построить монастырь, то можно выжить, но это уже будет не
совсем христианство, а очередной суррогат. Христианство встраивается
в неудовлетворенность жизнью и заменяет ее на духовную
неудовлетворенность, окрашивая жизнь в религиозный цвет и делая
человека частью организации с ее традициями, субъязыком,
субкультурой. Ключевой момент в том, что Иисус не придумал христианство.
Это сделали другие люди. Быть с Иисусом означало шататься
вместе с его компашкой, без особых планов, целей и задач, есть и
пить что дают, просто в поисках приключений.
Если б Иисусу сказали, что миллионы людей, имея забитые едой
холодильники, будут копировать его тайную вечерю, отпивая глоток
вина и съедая кусочек хлеба, учить о свободе, находясь в
зарегулированной организации – действительно, о чем еще там учить
как не о свободе – он бы удивился и использовал бы одно из
своих метких словечек. Таким образом, чем дальше разнесены полюса
свободы и дисциплины в религии, тем больше людей можно «поймать»
в сети такого диалектического подхода.
Это порождает внутренний двойной стандарт, который не осознается,
потому что теория становится оторванной от практики, но
задача священников грамотно объяснить и обосновать жизненность
такого подхода, провозгласить его уникальность, повесив самые
необъяснимые вещи на божье провидение. Также это порождает
множество толкований и различных церковных практик, что объясняет
разнообразие церквей по всему миру, как тоталитарных и
консервативных, так и более-менее демократичных.
Резюмирую. Жить, как Иисус я не хочу и не вижу в этом смысла –
поскольку жена, дети, Сибирь, морозы. Жить по учению Павла –
христианство – спасибо пожил, получил драгоценный опыт.
Далее тоже не вижу смысла. В терминах Павла скажу, что пока ребенок
не созрел, ему нужен детоводитель, раньше это был закон, потом
им стала церковь с ее традициями и укладом. Но поскольку
писания писались главами общин, то ясен их центростремительный
мотив, сохранить овец и все такое.
Был бы я главой церкви, я бы тоже заяснял сейчас о важности
собраний. Но я тот, кто я есть. Поэтому говорю, выход из церковного
христианства это важный этап. Избавление от детоводителя
никогда не происходит по воле детоводителя. Он обычно сопротивляется
и противится нарушению паритета, ведь он твой детоводитель.
И до сих пор он тот, кто контролировал тебя. И никто кроме тебя
самого не примет решение за тебя – жить по своей правде,
по своим желаниям. Если они для тебя все сплошь плохие – ок, иди
в церковь, к детоводителям, ты не готов.
Я не ожидал своего выхода из христианства. Но поскольку
для меня христианское мировоззрение распалось на собственно жизнь
Христа и церковностремительное учение Павла о Христе, то
я осознанно не выбираю ни первое, ни второе. Первое потому что это
невозможно, второе потому что это вторично. Что я буду делать?
А ничего. Просто жить.
|