Бог – личность или нет?
Нам хочется приписать Богу свойства личности, потому что
тогда есть возможность общения и небольшого контроля
в виде помощи высших сил, потому что со стихией и космосом
общаться бесполезно, ее можно только принимать такой
какая есть и бояться в необходимой мере.
Плюсы Бога-личности очевидны. Создал, потому что Творец, не
наказывает потому что терпит, а наказывает потому
что любит…
Но в случае с личностью есть одно слабое место. Там где
происходит нечто непонятное, а порой и враждебное нашей
сущности, у нас возникает проблема объяснения. Почему Бог
навел потоп на людей, почему гибнут дети и еще много
почему, на которые нет ответа. За возможность считать Бога
личностью приходится платить цену. И эта цена –
вопросы без ответа.
И в принципе в Библии наметился стандартный подход к ответам
на подобные вопросы.
Это так называемые манипуляции, типа “Ты кто такой?”. Потому,
что других вариантов просто нет.
“Где был ты, Иов, когда Я сотворял землю?” в Иове. “Ведь не
спрашивает же глиняный горшок у горшечника: “Почему
ты создал меня таким?” в послании к Римлянам. “Какое бремя?
Я покину вас.” в Иеремии.
Дело в том, что это не ответы Бога. Это то, что люди бы сказали
на месте Бога. И однообразность этой теодицеи
только доказывает это.
Кстати, интересны ответы Иисуса на похожие вопросы. Самый частый
это – чтоб вы увидели славу Божью. Или, например,
когда умер Лазарь, люди несколько раз спрашивали “Как ты допустил
это?” – Иисус заплакал.
И в этом молчании и слезах для меня – его мудрость. Не философская
мудрость проповедников, которые ответят даже если не знают.
А поэтическая мудрость выраженная позднее поэтом Зиновьевым:
“И человек сказал: «Я — русский»,
И Бог заплакал вместе с ним”.
В определенные моменты нам не нужны ответы. Нам просто нужно
чтоб кто-то был рядом и чувствовал то же, что и мы.
Мы простим Богу его молчание. Но мы не готовы простить его равнодушие.
|