Почему ветхозаветный Бог такой гневливый? 26.01.2016
Прочитал статью “Почему Ветхозаветный Бог такой гневливый?” Общий смысл сводится к тому, что Бог любит, потому и гневается. Мол, он гневался из-за любви. Сразу вопрос – а что сейчас? Разлюбил? Или повод для гнева отсутствует? Начнем с ключевых моментов, можно сказать аксиом. 1. Бог трудится в человеческом обществе исключительно через других людей. Иногда животных, но реже. 2. Бог никогда не делает ничего помимо воли человека. Есть момент внутренней борьбы за уверенность, но это детали одного процесса. Это означает, что новую инфу о Боге всегда приносит заинтересованный человек. Эта инфа на 97 процентов рождается в его сердце из его переживаний и процента 3 туда добавляется Богом в виде озарения и мистики, в основном для укрепления уверенности. Почему 97 и 3, а не 50 на 50? Всего лишь мое субъективное мнение и жизненный опыт. 3. Бог каждому отвечает на его молитвы и не путает адресатов. Что означает, что ты познаешь Бога лишь в рамках своих желаний и стремлений и обстоятельств. Если ты не хочешь научиться любить детей, ты этому не научишься. Если б Моисея совершенно не волновала судьба его соплеменников в Египте, он никогда бы не вернулся чтобы помочь им совершить исход. И никакой горящий куст его бы не убедил. Если просить Бога научить тебя вышивать, то он не станет учить тебя жертвоприношениям. И если просить Бога освободить от всего живого поселок с враждебными жителями, он не станет учить тебя постройке ковчега. В этом смысле гневливость Бога обусловлена теми задачами, которые перед собой ставили люди, писавшие Ветхий Завет. Задачи были масштабные, революционно-государственного порядка. Большая часть Ветхого Завета написана людьми, которые с помощью Божьей строили справедливое государство. Люди вовлекали Бога в свои устремления и преобразования. Процесс государствообразования почти всегда проходит с кровью и жертвами. А там где жертвы, там и пророки, задача которых оправдывать свои жертвы, придавать им высокий смысл “небесной сотни”. Ну а потери противников, соответственно, называть жертвами гнева Божьего, который простерся на грехи нечестивых. Жестокое время, злые нравы. И речи пророков полны пафоса и надрыва, гнева и обещаний покарать непослушных. А о чем еще говорить в такое время? Уж точно не о притче про сеятеля и не про милосердного самарянина-еретика. Люди определяют запросы к Богу, повестку дня. Богу остается только реагировать. И даже если реакция Бога будет пассивной, место для Бога определено заранее. Посему победители и вносят Его имя и Его безусловную поддержку в свой победный меморандум. Вот и складывается картина Бога из речей пророков – яростная, воинственная, гневливая и ревнивая. Внутренняя политика тоже не особенно милосердная. Расходы на оборону, налоги, наказания, казни, штрафы (жертвы) все это входило в дискурс человека и Бога. Всегда были противники, недоброжелатели, несогласные, всевозможные пятые колонны, диверсии, которые надо как-то изолировать и обезвреживать. Надо сказать, что мечта о справедливом царстве-государстве до сих пор живет в умах людей. Евреи бились-бились, но так и не добились желаемого. В лучшем случае при жизни одного-двух царей была относительно спокойная жизнь, а потом опять войны, смерти, голод, плен. И постепенно пришло разочарование. Нет, мечты о приходе мессии на белом коне еще были в силе, политический градус по-прежнему зашкаливал, но умные головы понимали, что страну спасет не это. Буквально из исторического опыта стало ясно, что “план Бога” видимо в чем-то другом. Несмотря на участие Бога в половине военных конфликтов Ветхого Завета. Ну, или приписываемое участие, как это принято в религиозных культурах. Пришло понимание и Христос озвучил это, что милосердие и принятие своих врагов как друзей гораздо более эффективный путь к уменьшению зла. А это уже не категория – “пришел, увидел, победил”, это более тонкие материи. Их надо раскрывать в притчах, в собственных примерах. Поэтому Бог Нового Завета не гневный воин, а тихий и спокойный плотник. Совсем не ревнивый. P.S. И вообще, если отбросить ветхозаветные события, связанные с государственными мужами и их отношениями с Богом, оставив частные бытовые истории простых людей, то они мало чем отличаются от историй нового завета. Например, история про Руфь, просто сцена из частной жизни. Не хватает только Марфы и Марии за стенкой. В рамках такой концепции очень хорошо звучит отрывок Лк7:28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его. Здесь есть игра смыслов больший-меньший. В первой части, больше – означает выше, главнее. А во второй – меньший – значит важнее. Новый Завет открыл Бога, которому есть дело до меньших, до маленьких людей, если по-чеховски. Люди устали от государственной религии и Богов, которые служат политикам и потянулись к Богу, который умеет любить просто человека. Не за его вклад в развитие цивилизации. А просто за то, что он … умрет, если по-цветаевски.


Hosted by uCoz