Продолжая начатую тему Почему ветхозаветный Бог такой гневливый
Думаю, что в том чистом, насыщенном виде, Бога в Ветхом Завете нет.
Звучит парадоксально, ведь за это мы и любим Ветхий Завет,
своеобразный золотой век верующих, когда до Бога было рукой
подать, не то что сейчас.
Но именно из-за нужды в Боге в настоящем, человек наполняет
истории из прошлого Божественным присутствием.
Это психологически проще, чем наполнять смыслом настоящее.
Это очевидно на примере, когда человек проходит
стадии детской веры, потом более осознанной веры в молодости
и наконец постепенно переходит к взрослой несколько
прагматичной вере. Божье присутствие на первых стадиях
идеализируется, преувеличивается и романтизируется
при взгляде из следующих взрослых периодов. И это в жизни
одного человека. А на протяжении истории человечества
этот эффект умножается и фиксируется религиозными мыслителями
и писаниями.
И уже будучи зафиксированным это проявление Бога в прошлом
оказывает значительное влияние на настоящее.
Преломляясь в различные мотивационные смыслы, которые освящают
и без того святых предков, например, в императиве –
вот видишь как Бог работал в жизни такого-то, это потому что
он сильно верил, и ты должен. Тем самым закрепляется
потребность в наивном детском не критическом отношении к вере,
которое в свою очередь порождает множество басен и
слухов и приводит к созданию религиозного фольклора. Этим
фольклором воспитывают детей и формируют у них
гиперреалистическое ощущение Бога. Также это формирует
определенную неполноценность тебя нынешнего, потому что
ты не в силах верить “как они”. На этом круг замыкается.
Потому наивное почти магическое чувство веры пользуется
устойчивым спросом. Не говоря уже о том, что благодаря
чувствам наивности и неполноценности верующих существует
масса религиозных институтов.
Но в каком тогда виде Бог присутствовал в прошлом? Да в
таком, в каком Он сейчас присутствует в настоящем.
В весьма спорном, требующим веры. Не замшелой обрядовой
веры. А веры в духе и истине настоящего момента.
А уж вплести для потомков в историю своей жизни нить
Божественного присутствия не составляет никакого труда.
Да они и сами вплетут.
В эту концепцию Божественного хорошо укладывается известная
притча про следы на берегу, не буду приводить,
уж очень она известная, в том смысле, что видеть Бога мы
начинаем только в исторической перспективе.
|