Прошлое – благодатная среда для Бога. 30.01.2016
Продолжая начатую тему Почему ветхозаветный Бог такой гневливый Думаю, что в том чистом, насыщенном виде, Бога в Ветхом Завете нет. Звучит парадоксально, ведь за это мы и любим Ветхий Завет, своеобразный золотой век верующих, когда до Бога было рукой подать, не то что сейчас. Но именно из-за нужды в Боге в настоящем, человек наполняет истории из прошлого Божественным присутствием. Это психологически проще, чем наполнять смыслом настоящее. Это очевидно на примере, когда человек проходит стадии детской веры, потом более осознанной веры в молодости и наконец постепенно переходит к взрослой несколько прагматичной вере. Божье присутствие на первых стадиях идеализируется, преувеличивается и романтизируется при взгляде из следующих взрослых периодов. И это в жизни одного человека. А на протяжении истории человечества этот эффект умножается и фиксируется религиозными мыслителями и писаниями. И уже будучи зафиксированным это проявление Бога в прошлом оказывает значительное влияние на настоящее. Преломляясь в различные мотивационные смыслы, которые освящают и без того святых предков, например, в императиве – вот видишь как Бог работал в жизни такого-то, это потому что он сильно верил, и ты должен. Тем самым закрепляется потребность в наивном детском не критическом отношении к вере, которое в свою очередь порождает множество басен и слухов и приводит к созданию религиозного фольклора. Этим фольклором воспитывают детей и формируют у них гиперреалистическое ощущение Бога. Также это формирует определенную неполноценность тебя нынешнего, потому что ты не в силах верить “как они”. На этом круг замыкается. Потому наивное почти магическое чувство веры пользуется устойчивым спросом. Не говоря уже о том, что благодаря чувствам наивности и неполноценности верующих существует масса религиозных институтов. Но в каком тогда виде Бог присутствовал в прошлом? Да в таком, в каком Он сейчас присутствует в настоящем. В весьма спорном, требующим веры. Не замшелой обрядовой веры. А веры в духе и истине настоящего момента. А уж вплести для потомков в историю своей жизни нить Божественного присутствия не составляет никакого труда. Да они и сами вплетут. В эту концепцию Божественного хорошо укладывается известная притча про следы на берегу, не буду приводить, уж очень она известная, в том смысле, что видеть Бога мы начинаем только в исторической перспективе.


Hosted by uCoz